Главная » Файлы » История создания » История создания "Москвич" |
история создания Москвич 408
13.02.2011, 21:28 | |
«Москвич-408» — советский легковой автомобиль малого класса. «Москвич-408» — родоначальник третьего поколения автомобилей «Москвич» Разработка автомобиля началась в 1959 году и велась в течении ряда лет. Особое внимание уделялось дизайну. Существовало не менее трех вариантов внешнего вида, воплощенных в пластилиновых макетах, и множество различных эскизных набросков, подчас весьма экзотического вида. Одновременно с базовым седаном велась разработка вариантов с кузовами «универсал», «фургон», «купе» и «кабриолет». В начале 1960х появились предсерийные прототипы, внешне в целом повторяющие позднейшие серийные автомобили. В агрегатной части особых инноваций не наблюдалось. Многие узлы «Москвич-408» унаследовал от уже выпускавшихся моделей, Москвич-407, а в особенности — считавшейся «переходной» Москвич-403: двигатель (за вычетом ряда незначительных отличий), четырёхступенчатую коробку передач с рычагом управления на рулевой колонке, многие детали подвесок, и так далее. Эти узлы были разработаны сравнительно недавно и постоянно совершенствовались — в частности, модель Москвич-403 была только что освоена в производстве (1963 год), и поэтому вполне соответствовали тогдашнему уровню техники. За время своего выпуска автомобиль не раз был существенно модернизирован. Выпускался в Москве на заводе МЗМА, позднее переименованном в АЗЛК с сентября 1964 по декабрь 1975 года. В 1966 году с конвейера уже сошёл стотысячный автомобиль этой модели (он был экспортной модификации «Москвич−408Э» с улучшенным внешним оформлением и более мощным двигателем). С 1964 по 1967 год он был основной моделью завода, после чего его сменил в этой роли Москвич-412, хотя и после этого они ещё долго выпускались параллельно. Также он выпускался в Ижевске с 1966 по 1967 год, там было собрано лишь около 4000 автомобилей этой модели, после чего Ижевский завод, в отличие от МЗМА-АЗЛК, полностью перешёл на выпуск модернизированной модели Москвич-412». До 1969 года Москвич−408 и Москвич-412 сохраняли кузов образца 1964 года — с круглыми фарами и вертикальными задними фонарями. такие фонари ставили сначала С 1967 года он претерпел некоторые конструктивные изменения, так как на часть автомобилей стали устанавливать двигатель модели Москвич-412. В 1969 году и на М-408, и на Москвич-412 появился кузов нового образца, с шестиугольными фарами производства ГДР и задними фонарями прямоугольной формы с треугольными поворотниками, после чего в обозначения обеих моделей были добавлены литеры «ИЭ», обозначающие соответствие европейским нормам пассивной безопасности («И») и потенциальную возможность экспортирования («Э»). изменились задние фонари По сравнению с предшественниками, значительно выросли длина и ширина автомобиля, при одновременном снижении его высоты. Ощутимо увеличился объем салона, возросла вместительность и комфортабельность, существенно улучшились ходовые качества — динамика разгона и торможения, устойчивость, управляемость, и т. д. Дизайн автомобиля на момент запуска в серию вполне соответствовал уровню зарубежных аналогов. Комплектация автомобиля была богатой для его времени — омыватель лобового стекла, двухскоростной стеклоочиститель, радиоприемник, генератор постоянного тока, огни заднего хода, салонный отопитель, часы, амперметр, дистанционный привод замка багажника и бензобака и прочее оборудование, бывшее на Москвиче стандартным, на многих европейских автомобилях 1960-х годов (даже высоких классов, вроде FORD Zephyr) либо отсутствовало, либо было доступно за дополнительные деньги как опции. Существенно улучшились ходовые качества — динамика разгона и торможения, устойчивость, управляемость и другие технико-эксплуатационные параметры. Существовала «переходная» модель Москвич-403- (1963-65), которая сочетала кузов предыдущего поколения с основными техническими элементами будущей модели «408». За время своего выпуска автомобиль не раз был существенно модернизирован. Наиболее важными были модернизации: * Рестайлинг 6 декабря 1969 года — тогда автомобиль стали собирать в новом кузове, унифицированном с кузовом модели Москвич-412, имевшем другое оформление передка (прямоугольные фары и подфарники, и т. д.) и задка (прямоугольные задние фонари с треугольными указателями поворота, и т. д.); до этого Москвич-408 и Москвич-412 выпускались в старом, 408 м кузове, но для модели Москвич-412 он был видоизменен для установки нового 1,5-литрового 75-сильного двигателя; Новый кузов соответствовал тогдашним европейским нормам пассивной безопасности, и поэтому теоретическим любой Москвич-408 или Москвич-412 в этом кузове мог экспортироваться, что отражало обозначение модернизированных автомобилей, в которое добавились буквы ИЭ (расшифровку см. ниже). * Модернизация мая (или июля) 1973 года, когда автомобиль получил новый механизм выбора передач с напольным рычагом и короткой подпольной кулисой. * Москвич-408 — базовый седан (с 1964). * Москвич-408Б — с ручным управлением. * Москвич-408И — специальный экспортный, соответствующий европейским нормам безопасности. * Москвич-408ИЭ — так обозначали все поздние М-408 в кузове 412 (они изначально соответствовали европейским нормам и теоретически могли продаваться в Европе, что и обозначали буквы ИЭ). * Москвич-408К — машинокомплект на экспорт. * Москвич-408М — седан медслужбы. * Москвич-408П — правый руль, рычаг КПП только напольный. * Москвич-408Т — такси. * Москвич-408У — учебный, с дополнительными педалями и нанесением цветографической схемы. * Москвич-408Э — экспортный, не обязательно с четырехфарной облицовкой радиатора. * Москвич-408Ю- в тропическом исполнении. Машины на базе 408 с другими кузовами: * Москвич-426 — базовый универсал (с 1967). * Москвич-426М — универсал медслужбы. * Москвич-426Т — универсал-такси. * Москвич-426Э — экспортный универсал. * Москвич-426К — универсал-машинокомплект. * Москвич-426Ю — универсал в южном исполнении. * Москвич-426И — аналогично 408И. * Москвич-426ИЭ — аналогично 408ИЭ. * Москвич-426П — праворульный универсал, выпущено немного. * Москвич-433 — фургон (с 1966). Автомобиль Москвич-433 имел цельные задние крылья и красивые гофрированные панели на месте окон. Первые варианты Москвич-433 имели глухую перегородку с маленьким круглым окошком между кабиной и грузовым отсеком. Позже верхнюю половину перегородки убрали, получился бортик высотой со спинку сидений. Теперь стало можно подобраться к поклаже и со стороны кабины. Багажная дверь состояла из двух половин: верхняя поднималась наверх, нижняя откидывалась вниз. Верхняя панель могла иметь стекло от универсала, или же вместо него ставилась гофрированная стальная панель. Опытные и несерийные модификации: * Москвич-408 Турист — 2-дверное купе-кабриолет с форсированным мотором (2 экземпляра) * Пикап — переделывались на заводе кустарными методами для внутренних нужд. Пикап 408 В 1964 в опытном порядке были созданы два образца Москвич-408 Турист, представлявшие собой купе-кабриолет класса GT (Gran Turismo) с впрысковым двигателем, заваренными задними дверями, остеклением передних дверей без рамок и вместимостью 2+2, один из образцов имел алюминиевый кузов и вполне приличную по тем временам динамику, но в серию эти машины не пошли. Не были серийными и пикапы, которые переделывались из серийных машин для внутризаводских нужд (ходят слухи, что участь пикапов настигала машины с браковаными кузовами и их использовали не только на территории АЗЛК, но и продавали). В феврале 1969 года автомобиль получил с целью повышения безопасности мягкие пластиковые накладки на панель приборов и стойки кузова, а с 1971 года панель приборов получила цельную мягкую накладку из пластика. До января 1968 года автомобиль имел переднее сидение диванного типа, позднее — раздельные сидения для водителя и пассажира. Посадка по стандартам тех лет была достаточно удобной. Комфортабельность, оборудование и отделка интерьера вполне соответствовали стандартам тех лет для недорогого семейного автомобиля. Кожзамовая отделка была практична, нарядна, долговечна и легко мылась, хотя и была менее кофортной в сравнении с тканевой отделкой предыдущих моделей Москвичей. В качестве недостатков (с позиции 1960-х годов) можно назвать небольшую ширину интерьера и отсутствие версий с отделкой более высокого класса — велюром или кожей (которые имелись у многих европейских одноклассников), кроме того, качество пластика мягких накладок у тех версий, которые их имели, было низким. Москвич-408 окрашивался в самые разнообразные цвета, включая двухцветные комбинации. Первый серийный образец был, судя по всему, черного цвета с бежевым интерьером. Впоследствии выпуск двухцветных Москвичей был прекращен, так как прошла мода на такую окраску. Так же в два цвета Москвичи красили иностранные дилеры, например Scaldia-Volga S.A. (Бельгия) или Konela (Финляндия). характерные особенности кузова Москвича-408 следующие: * Высокая жесткость кузова, вызванная необходимостью обеспечить долговечность в условиях эксплуатации на плохих дорогах; * Легкосъемные крылья для облегчения кузовного ремонта; * Заливная горловина бензобака располагалась посередине задней панели, обеспечивая удобную заправку автомобиля с любой стороны; * Достаточно большая габаритная высота, обусловленная как увеличенным по сравнению с зарубежными аналогами дорожным просветом, так и не вполне рациональной компоновкой пассажирского отделения (в сравнении с автомобилями ВАЗ); * Лобовое стекло имело очень большой изгиб и было поставлено почти вертикально; это улучшало обзорность и увеличивало пространство салона, но снижало эффективность стеклоочистителя; * Заднее стекло было панорамным; обзор из автомобиля назад был превосходен, а края плавников облегчали маневрирование задним ходом; * Стекла дверей были плоскими, а сами двери — весьма тонкими. Багажное отделение было не слишком велико (372 литра) и имело большую погрузочную высоту, что снижало удобство пользования им. Запасное колесо располагалось на его дне плашмя справа, уменьшая полезное пространство багажника еще больше. Экспортные версии Москвича-408 имели большое количество хромированных и полированных деталей отделки, часто (но не всегда) — четырехфарную систему головного освещения. Силовой агрегат Этот агрегат Москвич-408 унаследовал от моделей Москвич-407/Москвич-403, и, соответственно, он представлял собой верхнеклапанную переделку на основе блока мотора «Москвича» модели −400/401, который, в свою очередь, был отечественным аналогом двигателем довоенного Opel Kadett (1938 год). Для установки на Москвич-407 (1958 год) двигатель «Кадетта» был расточен до 1358 см³ и снабжен алюминевой головкой с перенесёнными наверх клапанами, что позволило довести мощность до 45 л.с. На Москвиче-408 же использовалась еще более форсированная версия того же агрегата (50…55 л.с. при 4750 об./мин). Главным отличием был примененный на нем двухкамерный карбюратор К-126 (в те годы — нечасто встречающееся в этом классе конструктивное решение). Мощность двигателя, по тем временам, была достаточной, но только для комплектации начального уровня. Поэтому впоследствии была разработана модификация Москвич-412 (1967 год), имевшая совершенно новый алюминиевый верхневальный двигатель мощностью 75 л.с. Двигатель −408 характеризовался стабильно хорошими тяговыми характеристиками (максимальный крутящий момент составлял 91,2 Н*м и достигался в широком диапазоне от 2750 до 3200 об./мин). Любопытно, что на самих автомобилях Opel подобная же верхнеклапанная переделка двигателя довоенного Kadett’а использовалась до 1963 года. Коробка передач была, по сравнению с двигателем, новейшей разработки (1957 г.), относительно модели Москвич-407/Москвич-403 был лишь изменен привод включения передач. До мая (или июня) 1973 года управление коробкой передач осуществлялось при помощи рычага на рулевой колонке, позднее — напольного рычага. Коробка передач была четырехступенчатой, с синхронизаторами на II, III и IV передачах. Передаточные числа трансмиссии даны в таблице ниже. Передача I II III IV R Главная передача Передаточное число 3,81:1 2,42:1 1,45:1 1,0:1 4,71:1 4.22:1 Автомобиль имел несущий, цельнометаллический кузов с лонжеронными подрамниками в оконечностях. Передняя подвеска — независимая, бесшкворневая, параллелограмного типа, на двух поперечных рычагах. До мая 1969 года верхние рычаги подвески качались на резьбовых втулках, позднее — на не требующих смазки резинометаллических шарнирах (сайлент-блоках). Подвеска характеризуется высокой прочностью и живучестью. Задняя подвеска — зависимая, была выполнена на рессорах. Тормоза — барабанные на все колеса, с гидравлическим приводом и — редкость для 1960-х годов — автоматической регулировкой зазора (на ВАЗ-2101 и его итальянском прототипе авторегулировка отсутствовала). Усилитель тормозов, как и на большинстве легковых автомобилей того времени, отсутствовал, а система тормозов была (до модернизации) одноконтурной. Стояночный тормоз — с тросовым приводом. До мая 1973 года рычаг стояночного тормоза располагался справа под панелью приборов, позднее — напольно, между передними сидениями. Колеса — размерности 13", со штампованными стальными дисками и диагональными покрышками (камерными или бескамерными). Москвич-408 широко экспортировался во многие страны мира. Международный дебют состоялся в октябре 1964 года на Лондонском автосалоне в Earls Court Arena, а уже на следующий год начался экспорт серийных автомобилей. В таблице ниже даны цифры производства автомобилей «Москвич» с 1964 по 1969 годы (наиболее успешный период), с учетом выпускавшихся до 1965 Москвич-403 и после 1967 Москвич-412. Год Машин выпущено Машин экспортировано 1964 80.168 32.052 1965 76.825 34.549 1966 82.374 42.508 1967 90.303 46.315 1968 97.666 53.392 1969 101.836 64.767 Москвич-408 был долгие годы самым экспортируемым советским автомобилем, до конца 1960-х годов на экспорт уходило более половины выпущенных автомобилей (экспортные модификации имели четырехфарную облицовку радиатора (как правило, но не всегда), более мощный двигатель, хромовые оклады рамок дверей и уплотнителей стекол), причем экспорт шел и в Западную Европу, преимущественно Францию, Бельгию, Скандинавские страны, Финляндию. Широко применялся ребрендинг. Во Франции и ряде других стран машину продавали под названием Moskvitch Elite («Элит») или Elita, так как номера с нулем посередине (вроде 404, 405, 408 и т. д.) были законодательно зарезервированы фирмой «Пежо» для своих моделей. В Скандинавии, М-408 продавался под брэндом Moskvitch Carat . По европейским меркам, «Москвич» был довольно солидной машиной (класса family car — «семейная машина»), покупателей привлекали невысокая цена, стильный внешний вид, хорошая комплектация, крепкая конструкция и достаточно высокий уровень качества. Норвежский журнал «Техникенс верльд» («Мир техники») в 1968 году провел испытания М-408 на живучесть протяженностью в 1240 км по самым плохим дорожным условиям, по итогам которых писал, что: «Москвич-Элит» выдерживает жестокое обращение, и притом лучше, чем мы могли себе представить. Мы можем смело заявить, что немного есть на свете машин, которые вынесли бы такое испытание! В Бельгии «Москвичи» собирали из машинокомлектов на заводах фирмы Scaldia-Volga S.A., и продавали под маркой Scaldia 408. «Москвичи» −408 и (позднее) Москвич-412 с 1966 до 1976 года собирались в НРБ, затем там собирались модели Москвич-2140 и −Москвич-2141"Алеко". | |
Просмотров: 1341 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |