Главная » Файлы » История создания » История создания ГАЗ |
История создания ГАЗ 2410 (Волга)
13.02.2011, 17:48 | |
ГАЗ-24 «Волга» ГАЗ-24 — советский легковой автомобиль среднего класса, серийно производившийся на Горьковском автомобильном заводе с 1970 по 1992 год Официально днем рождения ГАЗ-24 считается 15 июля 1970 года, когда новая «Волга» заменила на конвейере старую и стала единственной легковой моделью Горьковского автозавода. Однако годом начала ее производства можно считать и 1968-й. Ведь еще в 1967-м советской общественности объявили о скором появлении ГАЗ-24, в феврале 1968-го показали ее на выставке советского автопрома на ВДНХ и к концу года по обходной технологии собрали 31 машину. В конце 1969-го наладили сборочный конвейер и сделали еще 215, так что ГАЗ-24 от 15 июля 1970 года далеко не первый! Но в 1970-м отмечали столетний юбилей Ленина, и новая модель должна была стать подарком «любимому вождю». К работе над новой моделью.1961-м на заводе всерьез приступили Главным конструктором назначили Александра Невзорова (автора ГАЗ-21), художниками-конструкторами — Леонида Циколенко и Николая Киреева. Проектирование начали с размахом — двигателей запланировали целых четыре: базовый V6, мощный V8 от «Чайки», экономичный четырехцилиндровый дизель и дешевый в производстве четырехцилиндровый мотор от ГАЗ-21 такси. Шестицилиндровик предполагалось выпускать в вариантах с чугунным и алюминиевым блоками цилиндров и по стандарту комплектовать автоматической коробкой передач, а дизель и «четверку» — трехступенчатой механической с переключателем на рулевой колонке и автоматически подключающейся повышающей передачей. Если бы этим планам суждено было сбыться! Внешний облик ГАЗ-24 рождался долго и трудно. В первый год работы художники-конструкторы пытались «распрямить» кузов «двадцать первой» и снабдить его четырьмя фарами, но выглядело все по-прежнему архаично. Было построено до шести пластилиновых поисковых макетов, сильно различающихся по своему внешнему виду , нарисовано бесчисленное число эскизов — откровенно «сдирать» новую «Волгу» с конкретной иностранной модели не стали. Наконец к 1965 году машина обрела реальные очертания — на эскизах можно было видеть ее «лицо» как с двумя или четырьмя круглыми, так и прямоугольными фарами, с горизонтальными или вертикальными ламелями передней решетки. Один из прототипов В это же время новинка получает обозначение ГАЗ-24 следом за ГАЗ-23 — неизвестной рядовым советским гражданам модификации «двадцать первой» с двигателем 5,5 л V8 от «Чайки» ГАЗ-13 (195 л. с.), предназначавшейся для ГОНа и КГБ. В 1966-м появились ходовые прототипы, а в следующем году «Автоэкспорт» анонсировал новинку. Но серийное производство задержалось. В июле 1967 года разразилась «шестидневная война» между арабами и Израилем — СССР вовсю помогал арабской стороне в ущерб собственным планам. Поэтому на момент «официального» запуска в серию новинка оказалась не первой свежести — актуальной она была для середины 60-х. С технической точки зрения машина представляла собой значительный шаг вперёд по сравнению с предыдущей моделью, хотя развитие было не революционно, а эволюционно. Важными нововведениями были: четырёхступенчатая полностью синхронизированная на передачах переднего хода коробка передач, гидровакуумный усилитель (лицензионная копия узла Girling PowerStop) и разделитель контуров в тормозной системе, тормозные механизмы колес с автоматической регулировкой, кованая балка передней подвески, улучшенное отопление салона с обдувом заднего стекла, двухкамерный карбюратор, 14-дюймовые диски колёс, привод стояночного тормоза на задние колеса (у ГАЗ-21 был трансмиссионный стояночный тормоз, достаточно ненадёжный), гнутые боковые стёкла. Значительно уменьшилось количество точек смазки шасси, силовые элементы кузова стали прочнее, а сам кузов — жестче за счёт привареных (а не привинченных, как на ГАЗ-21) задних крыльев, для окраски кузовов была внедрена более стойкая синтетическая эмаль марки МЛ. Были в автомобиле и архаичные черты, например шкворневая передняя и рессорная задняя подвески, барабанные тормоза на всех колёсах. Главным, наиболее принципиальным отличием от предыдущей модели, был кузов, отличавшийся не только дизайном, но и общей идеологией и наиболее полно вобравший в себя все то новое, что пришло в мировую практику автомобилестроения в период 1955—1965 годов. Принципиальным отличием кузовов ГАЗ-21 и ГАЗ-24 является высота. Она различается весьма существенно, на 13 см (1490 мм против 1620). Уменьшение габаритной высоты было одной из основных тенденций легкового автостроения в те времена и носило не только косметический характер — высота кузова в значительной степени определяла компоновку автомобиля. Более низкий автомобиль имел низко расположенный центр тяжести, что увеличивало устойчивость и управляемость, особенно на высокой скорости. Пассажиров в более низком автомобиле меньше трясет на бездорожье. Пониженная крыша обеспечивала также более рациональное размещение пассажиров в автомобиле, лучшую аэродинамику за счет снижения площади миделевого (наибольшего) сечения кузова и т. д. При этом за счет понижения подушек сидений пространство в салоне почти не пострадало, над передними сидениями места стало даже больше за счет применения плоской панели крыши. Сам салон стал шире (хотя ширина машины в целом не изменилась), благодаря прямоугольным обводам автомобиля ширина салона была почти одинаковой по всей длине, в отличие от ГАЗ-21, у которого салон ощутимо сужался в передней и задней части. Поясная линия кузова ГАЗ-24 ниже, чем у ГАЗ-21, а стойки крыши и рамки дверей были тоньше, что позволило существенно увеличить площадь остекления, а значит — сделать салон более светлым, улучшить обзорность, особенно через боковые стекла. Обзорность назад была существенно улучшена, несмотря на более толстые задние стойки крыши, потому что размеры (особенно ширина) заднего стекла были увеличены весьма значительно. До 1977 года спереди было раскладное третье место Впервые на советском автомобиле появились гнутые в вертикальной плоскости боковые стекла. А большие ветровое и особенно заднее получили уменьшенную по сравнению с ГАЗ-21 кривизну. Все кузовные панели отличались простотой и технологичностью. А вот интерьер «двадцатьчетверки» был для советского человека непривычным. Центральное место среди приборов занимал похожий на портняжный сантиметр ленточный спидометр: скорость указывала выползающая слева направо лента красного цвета. Передние кресла, как у раскладной мягкой мебели, только входившей в быт советского человека (кресла-кровати), складывалось в трехместный диван — дополнительное место получалось при откидывании центрального подлокотника. Рычаг переключения передач, как у новейших европейских моделей, торчал из пола! Обивка салона выполнялась комбинированной — винил и ворсистая ткань. Стандартным оснащением стал радиоприемник с УКВ-диапазоном, к которому дополнительно можно было приобрести коротковолновую приставку. В общем, как говорил Новосельцев из «Служебного романа», «малогабаритная квартира на колесах»! Однако у выбранной компоновки были и недостатки, причём характерные не только для «Волги», но и для большинства автомобилей её поколения. 1. При простом понижении крыши без изменения пропорций и углов дверной проем получался достаточно низким, что затрудняло посадку в машину — для этого приходилось довольно сильно нагибаться. 2. Большая длина необозреваемой водителем зоны перед автомобилем. Необозреваемая зона составила 0,95 м, хотя по ГОСТ максимальное допустимое значение составляло 0,8 м. Однако следует отметить, что при этом водитель со своего места мог видеть все четыре крыла автомобиля , что облегчало «чувство машины» и в те времена считалось большим преимуществом. 3. Неудачная компоновка багажного отделения. Поскольку поясная линия автомобиля значительно опустилась, значительно понизился и уровень крышки багажника, а за счет большей длины заднего свеса и его прямоугольных обводов возросла глубина багажника. В результате багажник получился хоть и теоретически большим по объёму (700 литров), но при этом глубоким и низким, так что доступ к его передней стенке оказался затруднен. Неудачным было и расположение запасного колеса, продиктованное небольшой высотой багажника. При этом погрузочная высота багажника была излишне большой. Однако, несмотря на наличие недостатков, компоновка кузова ГАЗ-24 была важным шагом вперед по сравнению с ГАЗ-21 и для своего времени оказалась вполне удачна. В остальном, кузов ГАЗ-24 унаследовал все положительные черты своего предшественника: капот удобно открывался по ходу автомобиля и удерживался в открытом положении подпружиненными петлями; крышка багажника легко открывалась благодаря горизонтальным торсионам и удерживалась ими в открытом положении. Причем, оригинальной конструкции замок крышки багажника был расположен более высоко и удобно, был надежнее и удобнее в обращении (скажем, замок багажника ГАЗ-21 с утапливаемой кнопкой легко вскрывается при помощи удара молотка). На универсале два задних ряда сидений легко трансформировались в багажное отделение большого объёма с плоским полом. Прочность и, значит, долговечность кузова существенно возросла за счет более прочных элементов несущей конструкции, приварных задних крыльев, брызговиков крыльев, щитков радиатора, верхней панели и т. д., которые все вместе образовывали прочную сварную конструкцию — монокок. Конструкторы планировали поставить V-образную «шестерку» объемом 3,0 л и мощностью 135 л. с. , но место место под капотом серийной ГАЗ-24 занял модернизированный 2,4-литровый мотор ее предшественницы с двухкамерным карбюратором. В варианте под бензин АИ-93 он выдавал 98 л. с. (позднее мощность снизили до 95 л. с.), а для такси, работавших на А-76, -только 85. Передняя шкворневая подвеска, требовавшая регулярного шприцевания, вела родословную даже не от ГАЗ-21, ЗИМа или «Победы», а от Opel Kapitan 1936 года! Правда, балка переднего моста стала цельнокованой (у Opel и американских машин она была сварная), а значит, менее тяжелой. Плюс к этому появились телескопические амортизаторы, число точек смазки сократилось. Из прототипов, имеется ввиду ходовых, отметим М-24 (предыдущая модель завода — ГАЗ-М-23 на базе ГАЗ-М-21) в 1966 году, прототипы собирались в двух вариантах оформления передка, двух- и четырёхфарном, в серию пошла, как известно, двухфарная машина. Особых отличий от первых серийных автомобилей прототипы не имели. В серию машина пошла с двумя вариантами двигателя — 2,5-литровым I4 и МКПП-4 или 5,5-литровым V8 и АКПП-3. Однако параллельно с серийным выпуском модели заводом строились немногочисленные опытные экземпляры с импортными шестицилиндровыми двигателями, как рядными, так и V-образными. Различные дизельные двигатели (преимущественно Peugeot-Indenor, иногда Mercedes) устанавливались на небольших сериях экспортных автомобилей как самим ГАЗ-ом, так и иностранными фирмами — дилерами завода, существовали как четырёх- так и шестицилиндровые варианты. На протяжении своего выпуска «Волга» ГАЗ-24 существенно модернизировалась два раза — в 1976—1978 и 1985—1987 годах. По вносимым в конструкцию изменениям выпуск ГАЗ-24 можно условно разделить на три части согласно вносимым заводом существенным изменениям во внешний вид и конструкцию. Данное деление носит условный характер и заводом не использовалось. «Первая серия» Отличительные особенности всех автомобилей «первой серии» — бампера без клыков, но с хромированными боковинами таблички номерного знака под передним бампером, отдельные от задних фонарей катафоты на задней панели кузова, панель приборов с обтянутой чёрным кожзаменителем верхней частью и окрашенной под цвет кузова нижней, чёрные со вставками под слоновую кость рукоятки на панели приборов, отделочные панели дверей с вертикальным рисунком, переднее сидение диванного типа из трёх частей с независимой реглировкой и центральным подлокотником. Автомобиль постоянно подвергался незначительным усовершенствованиям. В частности, до 1975 года: удалили из конструкции системы охлаждения двигателя автоматическую муфту включения вентилятора, показавшую ненадёжность своей работы; изменили форму внешнего зеркала заднего вида; установили новый, более удобный и надёжный замок багажника; стали устанавливать новые рессоры с параболическим профилем листов; замок зажигания унифицировали с автомобилями ВАЗ; спидометр оригинальной конструкции (ленточный) заменили на традиционный стрелочный, более долговечный; на задние стойки крыши установили стояночные огни, зажигающиеся при выходе пассажиров и т. д. В 1972 году увидел свет универсал ГАЗ-24-02 с задней подвеской, усиленной шестым рессорным листом. Он с самого начала вмещал семерых, а его сиденья второго и третьего рядов были похожи на складные дачные стульчики. Забавно, что они и в нынешней "Волге«-универсале такие же! Задние фонари остались, как у седана (и до сих пор форму свою не изменили). Дефлектор на крыше (над задней дверью) обеспечивает правильное перераспределение воздушных потоков, обтекающих заднее стекло, которое благодаря этому меньше загрязняется. Длина автомобиля 4735 мм и ширина 1820 мм, база 2800 мм и колея 1420/1470 мм - как у седана, а высота увеличилась на 20 мм (до 1510 мм) Экспортных модификаций было три. Праворульная обозначалась как ГАЗ-24-54, а 24-76 и 24-77 — «машинокомплекты» седана и универсала для бельгийской фирмы Scaldia-Volga, устанавливавшей на Volga GAZ M24D, продававшуюся в Европе, дизель Peugeot Indenor (75 л. с.). «Вторая серия» ГАЗ-24 второй серии (позднего выпуска — восьмидесятые годы) На ГАЗ-24 второй серии сильно модернизируют салон. На протяжении 1976—78 годов последовала первая серьёзная модернизация ГАЗ-24, что можно считать началом выпуска второго поколения, или второй серии ГАЗ-24. В эти годы машина получила «клыки» на бамперах, противотуманные фары на переднем бампере, задние фонари со встроенными катафотами, салон с изменённым оформлением, в котором практически все металлические детали для безопасности были закрыты мягкими пластиковыми накладками, отделочные панели дверей с горизонтальным рисунком, статические ремни безопасности спереди и сзади (что потребовало удаления подлокотника из конструкции переднего сидения), новую обивку сидений; имелись и другие, более мелкие изменения. В таком виде машина выпускалась до 1985 года с минимумом модернизаций. «Третья серия» ГАЗ-24-10. В середине 1980-х годов машина снова была подвергнута модернизации, на этот раз — более существенной и радикальной. Результатом этого стала модель ГАЗ-24-10, которую можно назвать третьим поколением, или третьей серией ГАЗ-24. Но об этой модели на другой странице. Всего до 1992 года был выпущен 1 481 561 экземпляр ГАЗ-24 всех модификаций; это была самая массовая легковая модель в истории завода. Модификации ГАЗ-24-01, выпускавшаяся с 1970—1971 года для работы в такси. Оснащалась дефорсированным двигателем ЗМЗ-2401, специальной маркировкой кузова типа «шашечки», фонарём зелёного цвета «свободен», отделкой салона из кожзаменителя, допускающей санобработку; вместо приёмника — таксометр. ГАЗ-24-02, выпускавшаяся серийно в 1972—1986 годах с пятидверным кузовом типа универсал. ГАЗ-24-07, выпускавшаяся в 1977—1985 годах для работы в такси, оснащалась газобаллонной установкой. По заказу КГБ малыми партиями строились «догонялки» ГАЗ-24-24 с двигателем от «Чайки» ГАЗ-13 для слежки за автомобилями иностранных дипломатов. Максимальная скорость такой «Волги» составляла 200—220 км/ч. Водили «догонялки» высокие профессионалы: тяжелый мотор приходилось уравновешивать чугунной плитой в багажнике массой 200 кг, а гидроусилителя руля не было — места ему под капотом не оставалось. ГАЗ-24-54, праворульная экспортная модификация (выпущено менее 1000 экземпляров). ГАЗ-24-76 и 24-77, машинокомплекты седана и универсала, соответственно, для Бельгии под комплектацию фирмой Scaldia-Volga дизелем Peugeot Indenor. ГАЗ-24-95 — в пяти экземплярах изготовили полноприводный ГАЗ-24-95 на агрегатах УАЗа, при этом конструкторы сумели обойтись без рамы! В начале 1974 года выпущено 5 штук. Полноприводные ГАЗ-24-95 обслуживали лично «главного охотника СССР» Леонида Ильича. Забавно, что эмблема с оленем на носу этих машин была не красная, а зеленая! До сегодняшнего дня сохранились две машины — "Брежневская" и обкомовская. Также существуют такие модификации, как четырёхдверные парадные кабриолеты и пикапы/фургоны. Это не продукция завода ГАЗ: кабриолеты делал в очень небольшом количестве для военных парадов в округах Бронницкий военный авторемонтный завод, фургоны и пикапы — гражданские ремзаводы из списанных обычных седанов и универсалов. Постоянно совершенствовалась и базовая модель. Сначала с правого переднего крыла исчезло зеркало, а левое передвинули к стойке ветрового стекла. В 1973-м изменился радиоприемник, а в 1974-м на задних стойках появились фонарики, загоравшиеся при открывании задних же дверей. Через год ленточный спидометр, дававший сбивчивые показания из-за сильных колебаний красной полосы на ходу машины, заменили стрелочным. Первую серьезную модернизацию ГАЗ-24, продиктованную возросшими требованиями к безопасности, провели в 1977—1978 годах. На бамперах появились клыки с резиновыми вставками и противотуманные фары, сбоку передних крыльев — повторители указателей поворотов, в салоне — ремни безопасности, из-за которых ликвидировали передний трехместный раскладной диван. Кстати, те ремни были неинерционными и регулировались вручную каждым седоком. Панель приборов и сверху и снизу покрыли полихлорвинилом под шагрень, под которым находился слой мягкого пенополиуретана. В 1977-м из-за появившихся ремней безопасности было упразднено переднее раскладное место для третьего седока Но рукоятки панели погрубели и стали исключительно черного цвета с небрежно нанесенными символами — раньше-то они были стильными, иногда даже со вставками цвета слоновой кости. Для обивки салона всех машин стали применять простую ткань и даже кожзаменитель. И поскольку денег в СССР становилось все меньше, «двадцатьчетверка» попутно лишилась фонариков на «гребешках» вентиляционных дефлекторов и поменяла хром облицовки радиатора на простой черный пластик. Зато ее передние кресла обрели подголовники, колеса — новые пластиковые колпаки, задние стекла вместо обдува теплым воздухом наконец-то получили электрообогрев, мощность мотора увеличилась на 5 л. с. Но все изменения внесли не сразу. Весь 1985 год выпускали так называемый ГАЗ-24М. Буква «М» — не официальный индекс, а народная приставка от прозвища «мутант» — машины на заводе лепили из того, что было под рукой. К примеру, далеко не все снабжались передними дисковыми тормозами от ГАЗ-3102. Кроме того, из внешних изменений у переходной версии наличествовали разве что пластиковая облицовка радиатора, а в салоне новыми были только сиденья и рычаг стояночного тормоза, перекочевавший изпод рулевой колонки на центральный тоннель. Как раз тогда «двадцатьчетверка» лишилась качества сборки. «Министерской» стала «Волга» ГАЗ-3102, а «Волгу» 24—10 делали для частников и таксопарков. С захлестнувшим же в 90-х страну потоком иномарок ГАЗ-2410 потеряла свою главную особенность — недоступность и близость к власти. ГАЗ-24-10 сняли с конвейера в 1992-м, и то по причине сильного износа кузовных штампов. Все оборудование продали Чебоксарскому авторемонтному заводу, и сегодня выпускающему для него запчасти. | |
Просмотров: 3336 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 2.0/2 |
Всего комментариев: 0 | |