Главная » Файлы » История создания » Семейство девятки |
История создания ВАЗ 2109 «девятки» и ее модификаций
13.02.2011, 16:12 | |
История создания ВАЗ 2109 «девятки» и ее модификаций На долю «девятки» ВАЗ-2109 выпала большая популярность, чем на долю ее «младшей сестры», трехдверной ВАЗ-2108, что и неудивительно: кузов с четырьмя боковыми дверьми всегда рассматривался в нашей стране как более «солидный» и практичный для семейного использования. Поэтому пятидверный хэтчбек и стал «золотой серединой» первого поколения вазовских «переднеприводников» известного под названием «Самара-1». Впрочем, прозвище «зубило» за характерную слишком угловатую клиновидную форму досталось и этой модели. Кстати, обводы «Самары» оказались далеки от идеальных и это проявляется в том, что автомобиль-«грязнуля» пачкается буквально в первой же луже. Спинка заднего сиденья, складывалась исключительно целиком, причем алгоритм этого процесса из-за слишком сильно выступающих подлокотников предварительно распахивать задние двери. На более ранних выпусках багажник вообще «щеголял» отсутствием отделки. ВАЗ 2109 (1995,экспорт) В 1991 г. экстерьер «девятки» был несколько облагорожен за счет установки вместо пластикового «клюва» (дефлектора воздухозаборника) «длинных» крыльев и «традиционной» облицовки радиатора. Салон «девятки» был столь же «гремяще-скрипящий» пластмассовыми элементами, как и у прочих представителей семейства «Самара-1». В начале 90-х появилась комплектация «люкс» с «высокой» панелью приборов, оснащенной тахометром и маршрутным компьютером от более престижного седана ВАЗ-21099. К сожалению, улучшению вентиляции данная панель никак не способствовала из-за неважного качества сборки и невразумительной работы дефлекторов. Последнюю косметическую модернизацию «девятки» осуществили в середине 1997 года. Технически «девятка» полностью идентична «восьмерке», базовым для него изначально тоже был 1,3-литровый двигатель «2108». Несколько позже появились более мощная 1,5-литровая версия 21093 и менее мощная 1,1-литровая экспортная 21091, но последнюю выпускали мало, а вот «93-я» во второй половине 90-х стала единственной в модельном ряду. Некоторое количество ранних «девяток» было укомплектовано 4-ступенчатой коробкой передач, но впоследствии «93-ю» оснащали только 5-ступенчатой КП. В 90-х годах малыми партиями производили и «спецверсию» ВАЗ-2109-91 с роторно-поршневым двигателем ВАЗ-415, с которым максимальная скорость составляла до 200 км/ч. Соответствующим был и расход топлива, достигавший 25 л/100 км (!). Впрочем, таких машин на рынке мало, их техническое состояние требует особого внимания, да и обслуживание РПД возможно лишь в Москве и Тольятти. Семейство «Самара» получило точное и информативное рулевое управление реечного типа, однако за его состоянием надо следить регулярно и не более чем через 50 тыс. км пробега проводить регулировку механизма. Реэкспортные версии с правым рулем, как правило, сразу переделывали в обычные леворульные, кроме переустановки рулевой колонки заменяли и панель приборов. Отличить бывших «англичанок» можно по индексам 21096 (1,3 л) и 21098 (1,5 л). Начиная с конца 90-х под капотом «девятки» появились и двигатели с распределенным впрыском (модификация 21093-20), однако полностью вытеснить карбюратор они просто не успели — модель сняли с производства. Lada 2109 Baltik Lada 2109 Baltik interier Передняя подвеска McPherson на «Самаре» несколько жестковата из-за недостаточности хода отбоя, но со своей задачей вполне справляется даже при активной езде (вот только потом требует ремонта, хорошо если не от следующего владельца). В 90-х на рынке встречалось множество реэкспортных версий в самых разных исполнениях (L, GL и т.п) и комплектациях. Состояние этих, сменивших не одного владельца экземпляров, как правило, далеко от идеала. Лучше ориентироваться на более «свежие» модели без «выкрутасов». В 1997-1998 годах модернизированный ВАЗ-21093 (Samara 1500i) собирали в Финляндии (проект EuroLada). Такие машины отличались окрашенными в цвет кузова пластиковыми бамперами улучшенного качества со встроенными противо-туманными фарами и окраской типа «металлик». Из особенностей EuroLada — заказная комплектация, включающая подушку безопасности в рулевом колесе, штатную сигнализацию, систему питания с распределенным впрыском и каталитический нейтрализатор в выпускной системе. В марте 2004 года морально устаревшая «девятка» окончательно уступила свое место на конвейере рестайлинговой модели 2114, по существу отличающейся от нее только экстерьером и двигателями с впрыском. Кстати, с 1999 года «девятку» собирали из машино-комплектов на сызранском предприятии «РосЛада», а также на украинском заводе ЛуАЗ. В 2004 году производство ВАЗ-2109 было передано украинскому заводу ЗАЗ. Благодаря изученности конструкции ремонтниками и относительной дешевизне запчастей девятка присутствует во всех регионах страны. При этом многочисленным тюнинговым фирмам «девятку» легко приспособить к индивидуальным вкусам владельца (например, установить пластиковую «обвеску», четырех-фарную систему головного освещения, электропакет, легкосплавные диски колес и др) и улучшить характеристики двигателя и ходовой части. К сожалению, ВАЗ-2109 фигурирует среди лидеров в печальном рейтинге — по угонам. Такова оборотная сторона популярности. Возможные проблемы Двигатель: * Износ деталей и узлов системы охлаждения. Частая замена масляного фильтра. * При обрыве ремня ГРМ на двигателе ВАЗ-21083 гнутся клапаны. Недостаточная затяжка болтов крепления головки блока. * Течь масла через уплотнение клапанной крышки, топливный насос и датчик-распределитель. Ненадежность карбюраторов типа «Солекс», особенно ЭПХХ. * Обламывание креплений приемной выхлопной трубы из-за применения стальных гаек вместо латунных старого образца. * Отказы системы впрыска (свежие версии). * Проблемы с ремонтом мало распространенных систем впрыска на ранних версиях (до 2001 года). Трансмиссия: * Обрыв троса привода сцепления. Износ чехлов и ШРУСов. * Нечеткое разъединение при выключении сцепления и отсутствие фиксатора передачи заднего хода на КП «с зазорами». * Самопроизвольное выключение передач на неровной дороге. Отказы вакуумного усилителя тормозов. * Быстрый износ дисков сцепления на двигателе 21083 (20-30 тыс. км). Малый ресурс сцепления на двигателях 1500 (20-30 тыс. км). Ходовая часть: * Износ сайлентблоков и ослабление креплений подвески. * Неудачная конструкция подвески двигателя – разрушение нижней поперечины моторного отсека. Износ чехлов ШРУСов. * Течь амортизаторных стоек. * Отказы передних дисковых тормозов при движении с высокой скоростью. Электрооборудование: * Некачественное подсоединение электропроводки к клеммам. Быстрый износ ремня генератора(до 50 тыс. км). * Дефекты электронных компонентов двигателей с впрыском топлива. * Отказы электронных компонентов (коммутатора) системы зажигания карбюраторных двигателей. Отказы в работе звукового сигнала. * Отказы стартера. * Отказы стеклоочистителя. Кузов: * Неудобный процесс раскладывания заднего сиденья. Скрипы и дребезжание облицовочных частей салона. * Коррозия передних брызговиков и стоек кузова и подвески, задних арок колес и подкапотного пространства. * Неисправности мотора вентилятора отопителя и засорение его листвой. * На машинах более позднего выпуска была упрощена система вытяжной вентиляции (убраны вентиляционные решетки в районе задних неподвижных стекол). * Высоко расположена кромка багажника. Быстрое загрязнение боковин и всего кузова. На базе ВАЗ-2109 фирма ВИС изготовляет под заказ фургон ВИС-1705 «Челнок» с закрытым грузовым отсеком вместимостью 2,2 м, распашной задней дверью с вертикальными створками и пружинной задней подвеской. С конца 2001 года ВИС делает и пикап модели 2347 полурамной конструкции с рессорной зависимой задней подвеской и трехбортовой грузовой платформой, оснащаемой по заказу пластиковым колпаком с подъемным задним люком. Грузоподьемность модели 1705 — 350 кг, 2347 — 450 кг. Модели ВИС отличаются от конкурирующих пикапов и фургонов марки «Иж» лучшим качеством сборки, экономичностью и управляемостью. Страна производства Россия Производитель ОАО "АВТОВАЗ" (Тольятти) АО "РосЛада" Valmet (Финляндия) Кузов несущий Тип кузова хэтчбек Число дверей 5 Число мест 5 Тип привода передний, двигатель впереди поперечно Конструкция подвесок впереди стойки McPherson, сзади полунезависимая на продольных рычагах Габаритные размеры, мм 4006х1620х1402 Колесная база, мм 2460 Клиренс, мм 160 Объем багажногоотделения, л 330/ 940 Снаряженнаямасса, кг 920 Коробка передач механическая, 4- или 5-ступенчатая Шины 175/70 R13 Хронология производства Осень 1987 г. Начало производства ВАЗ-2109 С 1990 по 1994 г. ВАЗ-21091 С 1992 по 2004 г. ВАЗ-21093 1992 г. Модернизация(«длинное крыло») 1994 г. ВАЗ-21093-20 1995 г. Модернизация(кузов) С 1996 по 1998 г. Lada Samara Baltika, сборка Valmet 1997 г. Модернизация(кузов, «европанель») С 1994 по 1999 г. ВАЗ-2109-91 (мелкосерийно) Март 2004 г. Прекращениепроизводства на АВТОВАЗе Модификация ВАЗ-21090 Тип двигателя/ число клапанов БК/ 4R/ 8 Рабочий объем, л 1288 Мощность, л.с. 63 Максимальный крутящий момент, Н•м 95 Максимальная скорость, км/ч 148 Разгон до 100 км/ч, с 16,2 Расход топл. 90 км/ч / ГЦ, л 5,8/ 9,0 Модификация ВАЗ-21091 Тип двигателя/ число клапанов БК/ 4R/ 8 Рабочий объем, л 1099 Мощность, л.с. 54 Максимальный крутящий момент, Н•м 78 Максимальная скорость, км/ч 138 Разгон до 100 км/ч, с 17,2 Расход топл. 90 км/ч / ГЦ, л 5,9/ 8,8 Модификация ВАЗ-21093 Тип двигателя/ число клапанов БК/ 4R/ 8 Рабочий объем, л 1499 Мощность, л.с. 70 Максимальный крутящий момент, Н•м 106 Максимальная скорость, км/ч 156 Разгон до 100 км/ч, с 13,2 Расход топл. 90 км/ч / ГЦ, л 6,1/ 9,3 Модификация ВАЗ-21093-20 Тип двигателя/ число клапанов БК/ 4R/ 8 Рабочий объем, л 1499 Мощность, л.с. 71 Максимальный крутящий момент, Н•м 118 Максимальная скорость, км/ч 156 Разгон до 100 км/ч, с 12,8 Расход топл. 90 км/ч / ГЦ, л 5,8/ 8,6 Модификация ВАЗ-21093 Тип двигателя/ число клапанов РПД Рабочий объем, л 2х654 Мощность, л.с. 135 Максимальный крутящий момент, Н•м 176 Максимальная скорость, км/ч 200 Разгон до 100 км/ч, с 8,5 Расход топл. 90 км/ч / ГЦ, л 7,2/ 11 | |
Просмотров: 1031 | Загрузок: 0 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 1 | ||
| ||